Реконструкция Туровского креста: традиции древности и проповедь для сегодняшнего дня
25 сентября 2020Завершены работы по воссозданию Туровского креста XII-XIII веков, которые начались еще в 2018 году — с объявления конкурса эскизных проектов. В конкурсе тогда участвовали девять ювелиров и художников. Победу одержал проект художника Елены Андрющенко.
Воздвизальный (напрестольный) крест туровского кафедрального собора был главной святыней Туровской епархии. Он был утрачен после землетрясения, разрушившего собор в XIII веке.
Крест воссоздан в двух экземплярах — для Белорусской Православной Церкви и Национальной академии наук. В первый будут вложены частица Креста Господня, а также частицы мощей святителя Николая, апостола Андрея Первозванного и великомученицы Варвары.
Святыню украшают образы святителя Кирилла Туровского, благоверного князя Андрея Боголюбского и мученицы Варвары. На боковых рукавах креста — изображения первоверховных апостолов Петра и Павла.
Изображенные на кресте святые так или иначе были связаны с белорусской землей, с Туровским княжеством. Князь Андрей Боголюбский правил в Турове в начале XII века, а в честь великомученицы Варвары на Пинщине был построен женский монастырь, действующий и сегодня.
Примечателен и тот факт, что Туровское княжество было мирным, не инициировало междоусобных браней, а лишь защищалось в случае нападений. И именно сейчас молитва о мире более чем необходима нашему народу…
Работа по реконструкции была непростой — от создания концепции до воплощения руками умелого мастера. Ювелир Олег Ермолович, трудившийся над крестом, рассказал о том, как велась эта непростая и ответственная работа.
— Олег Леонидович, каково трудиться над такой святыней?
— Это было очень непросто… Этот крест в целом особенный. На старте, когда мы подходили к воплощению в жизнь этого изделия, вопросов было много, а информации — минимум. Поэтому и возникла идея провести конкурс эскизов.
— За основу брались уже известные образцы того периода? Сразу приходит на ум крест Евфросинии Полоцкой…
— Этот крест выполнен в пропорциях Полоцкого креста, основа у него также кипарисовая. Да, в плане размеров и материалов за основу брались аналогичные изделия. И, в частности, крест Евфросинии Полоцкой. Но первые мои мысли отличались от того, что в итоге было воплощено. По ходу работы мы анализировали, исследовали доступную информацию. Помогло и знание технологий того времени — бронзовое литье, использование литейных форм из стеатита, из сланцев, месторождения которых находились рядом — в Овруче. Все это в совокупности и привело к тем решениям, которые пришли в итоге.
— А каков был этот опыт для Вас как для христианина?
— На пресс-конференции говорили о чудесах, которые, возможно, будут сопровождать эту святыню (улыбается). Вопрос такой, конечно, вызывает улыбку, но я могу сказать, что в процессе работы маленьких чудес было достаточно — на каждом этапе. Когда начался разговор о виде тыльной стороны, я с удивлением обнаружил изображение креста, который мы назвали сейчас Туровским. Это четырехконечный крест на фресках, на мозаиках Киевской Софии, датированных X-XIII веками. Мы нашли около десяти изображений в различных местах.
Внешняя часть его украшена камнями. В процессе работы с Полоцким крестом пришло некое понимание того, чем являлись камни — где они располагались, как и почему. В тех же традициях мы расположили камни и на Туровском кресте. Лазуриты натуральные в нижней части древка, зеленые хромдиопсиды, красные гранаты — достаточно крупные. «Возглавляет» крест крупный зеленый изумруд (выращенный в лаборатории Национальной академии наук — прим.ред.), а на центральном кресте расположен рубин.
Удивительный был момент… Когда шли работы над эскизом, камни были расставлены автором иначе. По ходу выполнения работы и в цвете, и в самих камнях — всё на своем месте находится.
— Что именно Вы имеете в виду?
— Мы знаем, что в Нагорной проповеди Иисуса Христа есть слова, где упоминается камень — камень домостроительства. Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (Мф. 7:24). И такой дом устоит, какие бы бури и стихии ни угрожали… А если построить на песке, то пойдет дождь, подуют ветры — и дом разрушится… Так вот, камень-основание — это камень с определенными свойствами. Это и твердость, и не только…
— Можно ли сказать, что удалось воссоздать не только символичность, но и древние технологии?
— Да, крест выполнен в средневековых технологиях. Конечно, некоторые современные методы мы не могли полностью исключить, и сплавы металлов соответствуют современным стандартам. Но стандарты эти близки к пропорциям, применявшимся в XII-XIII веках. Для креста, который часто держали в руках, проба бралась несколько ниже, потому что здесь важна определенная прочность. Но, например, сами иконки сделаны из золота 958-й пробы — это практически максимальная проба, металл мягкий и пластичный, выглядит фактически как чистое золото.
— Примечательны здесь и технологии, и, так сказать, духовное наполнение…
— Духовное наполнение, сюжетная часть — скорее всего, это было прерогативой монахов, духовных лиц. На кресте Евфросинии Полоцкой надпись: «Евфросиния же, раба Христова, стяжав крест сей, да приимет вечную жизнь со всеми святыми». К сожалению, в советские времена это слово переводилось как «заказав», но это неверно. Глагол «стяжать», например, употреблял Серафим Саровский. Он говорил, что цель жизни христианина — стяжать Духа Святого. Это плод всей жизни. И весь образ Полоцкого креста — это своего рода плод жизни Евфросинии Полоцкой…
Что же касается Туровского креста — мы старались, чтобы был учтен и этот опыт, и определенные традиции. Также перед выполнением этой работы я прочел немало об истории Туровского княжества. XII-XIII века — это смутные времена, оставалось буквально пару десятилетий до нашествия монголов. И это была своего рода проповедь в виде образа Креста — символ единства, объединения. Очень надеемся, что и в Туровском кресте этот образ в определенном плане воплощен в жизнь!
Анастасия Марчук