В Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре найден уникальный древний чертеж
11 августа 2017В Полоцке при археолого-реставрационных работах на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря обнаружен фрагмент строительного чертежа предположительно рубежа XI-XII веков. Ученые называют находку сенсацией.
— Чертежей XII века никогда еще никто не видел, — изумлен Евгений Торшин, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия). — Самые ранние из известных на сегодня средневековых чертежей относятся к концу XIII века, даже византийских чертежей не сохранилось, есть только их описания.
— Считалось, что чертежи появились на территории Беларуси только в XVI веке, так вот эта находка это опровергает! — восхищен Александр Соловьёв, ведущий научный сотрудник научно-реставрационного отдела Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Находка была сделана на месте раскопок древнего храма-усыпальницы. На плинфе конца XI — начала XII века, которая была частью древней постройки, изображен фрагмент чертежа, предположительно, самого храма-усыпальницы. Ученых восхищает, что рисунок имеет правильные пропорции размеров здания, отражает толщину стен и другие четко прорисованные детали. План выполнен так, будто это чертеж современного архитектора. По мнению ученых, изображение сделано высококвалифицированным мастером, который, возможно, и руководил строительством храма-усыпальницы. Предполагают, что плинфа с полным изображением плана была не меньше 30 см. Вероятно, чертеж был сделан писалом (тоненькой палочкой) на сырой глине, после чего она была обожжена.
— Чертеж XII века существует пока в единственном экземпляре! — отмечает Евгений Торшин.
Эта находка открывает совершенно не известную сторону деятельности и творчества строителей в конце XI — начале XII века, потому что до настоящего времени не сохранилось ни одного чертежа XII века. Археологи сомневались, пользовались ли вообще чертежами строители. Поэтому находка может считаться сенсационной: впервые за всю историю изучения архитектуры Древней Руси в руках ученых, по-видимому, оказался настоящий профессиональный архитектурный чертеж. Ранее найденные рисунки имели схематичный характер, как, например, при археологических раскопках фундаментов Десятинной церкви.
Артефакт обнаружила студентка 3-го курса историко-филологического факультета Полоцкого государственного университета во время археологической практики под руководством Алексея Коца, магистра исторических наук, преподавателя кафедры истории и туризма Полоцкого государственного университета.
Примечательно, что участок монастыря, на котором был обнаружен уникальный артефакт, ранее был многократно исследован археологическими экспедициями в 50-е — 60-е годы XX века:
— Целые бригады копали на этом месте, но обнаружили чертеж только сейчас! — удивляются специалисты.
Впервые о храме-усыпальнице, возведенном в конце XI — начале XII века, упоминается в житии святой Евфросинии Полоцкой: епископ Илия, благословляя преподобную основать девическую обитель, указал ей на место близ Полоцка, называемое Сельцо, «идеже братия наша лежат прежде нас бывшии епископы». Более полные сведения об этом храме содержит жалованная грамота короля Речи Посполитой Стефана Батория, по которой он передал в конце XVI века Спасский монастырь иезуитам. В ней говорится, что «женский, называемый игуменским монастырь Св. Спаса, коего храм, близкий к разрушению, ещё виднеется над рекою Полотой».
Раскопки этого древнего памятника архитектуры проводились неоднократно. Во время их проведения обнаружены остатки большого трехнефного собора, к которому с запада, юга и севера примыкали галереи. Стены основного объема храма и галерей сложены из плинфы на цемяночном растворе в технике кладки с утопленным рядом. На месте раскопа храма-усыпальницы были найдены в большом количестве смальта и майоликовые плитки разных цветов. По предположению ученых, храм-усыпальница в Сельце по богатству декора интерьера не уступал всем известным церквям Полоцка и даже Софийскому собору.
На небольшом участке западной галереи сохранился первоначальный пол, декорированный майоликовыми плитками и мозаикой из дорогостоящей разноцветной смальты. В шурфах были найдены оставшиеся части стен северной и южной галереи. К сожалению, археологам так и не удалось обнаружить алтарную часть храма.