В Польской Православной Церкви молятся о единстве христиан
22 января 2019Согласно принятой в Польше многолетней традиции, январь является месяцем, в течение которого проводится Неделя молитв о единстве христиан. Это период различных межконфессиональных мероприятий, направленных на развитие диалога, взаимного уважения и совместной защиты христианских ценностей.
Девизом нынешней Недели были слова: Правды ищи (Втор. 16: 20).
В субботу 19 января, в праздник Крещения Господня, в Свято-Духовом храме города Белостока служение великой вечерни возглавил архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков. В храме присутствовали католические и протестантские гости, а также представители региональных и местных властей.
Слово для приветствия было предоставлено католическому архиепископу Белостокскому Тадеушу Войде, который, в частности, назвал справедливость одной из основных (фундаментальных) добродетелей, благодаря которым человек может творить добро. Справедливость призывает нас дать каждому то, в чем он нуждается — как в межличностном, так и в социальном плане. Для христиан, однако, наиболее важным является библейское понимание справедливости, как чувства, основанного на страхе Божием, страхе потерять доверие Бога.
Иерарх назвал Крещение Господне началом жертвенного служения Христа. Путь Господа в Иерусалим и искупление человечества начались в водах Иордана, в которых Христос, свободный от греха, принял иго человеческих грехов, омытых с тех, кто обращался к Иоанну Крестителю. Таинство Крещения являет погружение человека в смерть Христа и становление человека как нового, искупленного и обожествленного творения, приглашенного к вечной жизни и союзу с Богом. Каждый, над кем было совершено это Таинство, призван идти по пути правды, пути справедливости.
Справедливость также может быть истолкована как верность своему призванию. Апостолы в начале следования за Христом смотрели на Него и возвещаемые Им истины по-земному, стремясь к временному величию, не понимая значения дара Божьего и необходимости служить ближним. Сегодня человек не ищет истину о себе, он отвергает Промысл Божий и стремится реализовать свои собственные идеи, зачастую греховные и деструктивные, ведущие к самоуничтожению. В таком мире христианин прежде всего призван открыть истину о себе, о человеке как образе и подобии Бога. В Таинстве Крещения мы были наделены семенем Божественной жизни. Но для того, чтобы это семя дало всход, человек должен постоянно преображать свое сердце в духе Евангелия.
В ответном слове владыка Иаков поблагодарил католического митрополита и подчеркнул, что христиане потеряли единство, уступив сатане, который таким образом борется против Бога, а поле этой битвы, по Федору Достоевскому, — сердца людей. Добро и зло, любовь и ненависть сталкиваются в человеческих душах — и результаты этого проявляются не только в действиях конкретной личности, но также влияют на отношение внутри общин, наций и государств. Войны и другие вооруженные конфликты также являются следствием этой борьбы. Хотя, будучи христианами, мы называемся детьми одного Бога и учениками Христа, мы не свободны от зла, разделения и общих бед, каковыми являются отсутствие любви, мира и милосердия. Мы не должны соглашаться с таким положением вещей, и изменения должны в первую очередь происходить на индивидуальном уровне, в сердце каждого из нас.
Собравшихся также приветствовал евангелическо-лютеранский пастор Томаш Виглаш.
20 января, в воскресенье, архиепископ Иаков в качестве гостя присутствовал на Мессе в Санктуарии Божия Милосердия, где произнес приветственное слово, уделив особое внимание Евангельскому повествованию о чуде в Кане Галилейской (Ин. 2: 1-12).
В первую очередь владыка подчеркнул универсальность Евангельского повествования: слова Христа были предназначены как для Его современников, так и для каждого последующего поколения, и особенно для людей, которые ищут ответы на наболевшие жизненные вопросы.
Из евангелистов только Иоанн вспоминает о первом чуде Иисуса Христа — претворении воды в вино. Это, по-видимому, чудо «более низкого ранга», чем исцеление больных или воскрешение мертвых, но евангелист видит в нем начало знамений, совершённых Иисусом, и откровение о Славе Христа. Апостол Иоанн помещает в центр описания диалог между Девой Марией и Иисусом. «Мой час еще не наступил», — утверждает Спаситель, и, тем не менее, Богоматерь говорит хозяевам «делать всё, что Он скажет». Час, который еще не наступил, — это час страданий и смерти Христа, но также и час окружения Его славой и откровения о даровании людям вечной жизни; вино, лучшее, чем то, что было дано перед этим на торжестве, — это отсылка к словам Христа на Тайной Вечере о Торжестве в Царствии Божием. Слова Пресвятой Богородицы: «Делайте всё, что Он вам говорит» должны быть для нас призывом жить согласно учению Христа Спасителя.
В ответном слове митрополит Тадеуш Войда напомнил, что мы призваны стремиться к общинности, любви, доброте и милосердию Христа.