Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 марта 2021 года
27 марта 202126 марта 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в дистанционном формате.
Предстоятель Русской Православной Церкви участвовал в заседании с помощью средств удаленной связи из исторического зала заседаний Священного Синода в Патриаршей резиденции в Переделкине.
Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
Мы проходим через непростое время пандемии, которая, несомненно, накладывает свой отпечаток на жизнь нашего народа, нашей страны и на жизнь Церкви, в том числе на работу центрального церковного управления. Тем не менее, держа руку на пульсе, постоянно получая оперативную информацию о происходящем в Церкви, могу свидетельствовать о том, что пандемия не нарушила мирное и созидательное движение церковной жизни. Конечно, нам не удается сделать все, что мы запланировали, не удается продолжать некоторые программы с той же интенсивностью, как это было ранее, но тем не менее наш епископат, духовенство, монашествующие, активисты из числа мирян осуществляют все то, что должны осуществлять, — с полным пониманием ответственности за то служение, на которое Господь их благословил.
Хотел бы сказать несколько слов о нашей сегодняшней работе. Один из вопросов, которые нам предстоит рассмотреть, — это вопрос об Экспертном совете при Патриархе по взаимодействию с исламским миром.
Многие десятилетия Русская Православная Церковь активно участвует в межрелигиозном диалоге, и важнейшим направлением в этой работе остается диалог с исламским миром. Мы солидарны с представителями ислама по многим вопросам, в первую очередь таким, как защита традиционных ценностей, в том числе семейных, укрепление начал милосердия и справедливости в жизни общества. Однако подчас начинает казаться, что все правильные слова уже сказаны, все декларации приняты, и возникает вопрос: а что дальше? Вот почему нужно постоянно отслеживать все, что происходит в сфере церковных отношений с исламом, и вносить коррективы в эту траекторию, наполняя, если требуется, наши отношения новым содержанием. Пока сохраняется религиозная мотивация поступков людей, наши недруги, не разделяющие религиозных убеждений, будут пытаться использовать естественно существующие разногласия, чтобы стимулировать более глубокие разделения. Но вера призвана давать людям силы к созиданию, как то и происходит на протяжении тысячелетий. Поэтому мы имеем большой потенциал — говоря «мы», я имею в виду людей религиозных, — чтобы укреплять, несмотря на различия в наших традициях, ту систему сотрудничества и взаимодействия, которая уже существует и должна набирать силу. Мы должны быть добрыми, открытыми к общению собеседниками не только во время проведения межрелигиозных форумов. Перед лицом всё возрастающих вызовов со стороны секулярного мира важно укреплять нашу солидарность в отстаивании права исповедовать свою веру и жить в соответствии с ней. Наполнение может быть разным, но сами рамки приемлемы для всех традиционных религий, — думаю, в этих рамках мы и должны работать.
Развитие отношений с исламским миром сегодня приобретает особую важность еще и потому, что попытки навязывания ложных ценностей, особенно в семейной сфере, являются общим вызовом и для нас, и для них. У нас много тем для совместной работы, и мы должны использовать общность интересов, возникающую из социального, политического, культурного контекста, в котором мы все сегодня находимся. Поэтому представляется необходимым развивать взаимодействие с исламом как в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, так и во всем мире. Мы создали Экспертный совет по взаимодействию с исламом, и я рассчитываю, что сегодня мы сможем обсудить более детально все то, что касается наших отношений с миром ислама.
Конечно, вызовом для межрелигиозного согласия являются международные конфликты. Они не могут не отражаться на межрелигиозных отношениях, и нередко возникает угроза перенесения этих конфликтов в религиозную плоскость. Не могу не упомянуть в связи с этим эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе, где пролилась кровь, но благодаря действиям религиозных лидеров удается не допустить того, чтобы этот конфликт из политического и межэтнического был перенаправлен в межрелигиозное русло. Я находился в постоянном контакте и с Католикосом всех армян, и с Верховным муфтием Азербайджана, и должен сказать, что этот живой, естественный контакт содействовал тому, что религиозные лидеры настолько, насколько это было для них возможно (ведь и они находятся под сильным прессом окружающей их среды), все-таки вступили в определенный контакт, и по милости Божией вновь удалось предотвратить наполнение политического конфликта религиозным содержанием. Все это стало возможным в результате многолетних миротворческих усилий при участии Русской Православной Церкви. Конечно, все эти действия не разрешили конфликт, но поставили преграду на пути его превращения в религиозную войну. Наша максимальная цель — остановить всякий конфликт, вдохнуть мирный дух в людей, но не всегда это возможно сделать в короткий промежуток времени. А вот конкретная цель — не допустить перерастания конфликта в религиозную войну, — была поставлена и по милости Божией достигнута.
Верю и надеюсь, что религиозные лидеры Азербайджана и Армении еще внесут свой вклад в прекращение противостояния, в примирение между народами, и представители религиозных групп как Азербайджана, так и Армении будут несомненно участвовать в этом процессе, движимые общим желанием прекратить конфликт и восстановить мир. Дружба и понимание между верующими людьми, живущими своими убеждениями, являются силой, которая дает надежду на преодоление разногласий и построение справедливого и прочного мира, и каждый из нас, религиозных лидеров, обязан привносить в это свой вклад. Радуюсь, что я, осуществляя это служение как Патриарх Русской Православной Церкви, имею очень добрых, мудрых сопереговорщиков как в лице религиозного лидера Азербайджана, так и в лице Патриарха и Католикоса всех армян. Я неслучайно коснулся темы межрелигиозного напряжения, которое возникло в связи с Карабахом, чтобы еще раз подчеркнуть, что у нас есть, может быть, ограниченные, но все-таки реальные возможности использовать религиозный фактор и особенно мудрую, осмотрительную, я бы сказал, пастырскую позицию как Католикоса всех армян, так и главы мусульман Азербайджана, для того чтобы содействовать укреплению мира и стабильности в этом регионе. Мне хотелось сказать об этом, начиная заседание Высшего Церковного Совета, и, может быть, мы еще вернемся сегодня к этой теме.