Пресс-секретарь Минского Епархиального управления: «Богу не яблоки ваши нужны, а плоды вашего покаяния»

14 августа 2013

Медовый, Яблочный Спас — признаёт ли духовенство эти народные названия церковных праздников? Можно ли есть яблоки до 19 августа? На вопросы «Комсомольской правды в Беларуси» отвечает пресс-секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Сергий Лепин.

«Первый Спас, Второй Спас, Третий… — печально, но люди думают о яблоках, меде, орехах и прочем, но не о Спасителе, празднуют и сами не знают, что именно (на первое место выходит вопрос «как праздновать?», а «не что и для чего праздновать?»). Те, кто сводит церковные праздники только к окроплению святой водой верб, яиц, куличей, меда, мака, яблок и прочего — тот просто сам себя обкрадывает, лишаясь той благодати, которая доступна нам в вере и размышлениях над тем, ради чего установлен тот или иной праздник», — говорит протоиерей.

По словам отца Сергия, «традиция освящения начатков от плодов возникает в обществе, которое было не столь сильно урбанизировано, как теперь. Для сельских жителей и значимость сельского труда была большей. Люди растили свой урожай и приносили в храмы его начатки на освящение и благодарение Господу. Прямое значение освящения в наших условиях, когда 99% из нас не вырастили ни одного яблока, утрачивает прямой смысл. Тем более сегодня, когда разобраться в том, какого года урожая ты ешь яблоко, и яблоко ли это вообще, невозможно… Естественно, для человека от земли здесь проблем нет: вырастил — собрал — принес в храм и освятил. У нас имеется множество чинопоследований, которые органично ложатся на быт сельского человека: молитвы перед выгоном скота, молитвы на посевную, молитвы над ульем, над колодцем, над собранным урожаем и так далее… А вот что освящать горожанам? Фрукты, к появлению которых на свет они не имеют ни малейшего отношения? Это не запрещено, пожалуйста, но… У нас нет молитв для городского человека (например, над новой пачкой офисной бумаги или по случаю сдачи годового бухгалтерского отчета)… Наверное, здесь надо действовать по аналогии, помнить, что есть необходимость просить у Бога благословения перед началом своего дела и благодарить Бога за результаты своего труда. Эти обязанности ложатся не только на жителей села, но и на жителей города, на их труд. Сегодня мы должны интерпретировать эти правила сообразно нашим условиям жизни. Благодарность — всеобщая обязанность».

«Богу не яблоки ваши нужны, а плоды вашего покаяния. Одно дело, если речь идет о совсем маленьких детках, и совсем другое, если вера взрослого образованного человека имеет своим содержанием и выражением только яблочки-булочки-вербочки-водички. Здесь очень важна позитивная динамика: с этого можно начать, но на этом нельзя останавливаться. Бог, Христос, Евангелие, Церковь — это то, что должно наполнять сознание христианина больше и больше», — подчеркнул пресс-секретарь МЕУ.

Полный текст интервью здесь.

Church.by