Делегат Белорусского Экзархата выступил в Стамбуле на конференции Фонда ООН в области народонаселения
07 июня 2014В Стамбуле (Турция) с 2 по 4 июня 2014 года состоялась международная конференция Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA), посвященная проблемам взаимодействия с религиозными организациями в вопросах репродуктивного здоровья и противодействия насилию в семье и обществе. На конференцию были приглашены компетентные представители различных религий и конфессий.
В ходе заседания каждый делегат имел возможность высказаться по проблеме и поделиться своими соображениями по оптимизации гражданского сотрудничества в программных вопросах.
Представители управления UNFPA среди прочего подчеркнули, что сегодня светским организациям невозможно игнорировать факт значимости религии в жизни не только индивидов или групп, но и целых государств. От 30 до 40% необходимых минимальных услуг здравоохранения в мире обеспечивается религиозными организациями, и эта цифра склонно к увеличению (вплоть до 75%) — особенно в условиях конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Была отмечена роль, которую исполняют здравые религиозные силы в вопросах противодействия распространению заразных болезней, детских браков, преднамеренно калечащих операций, насилия, стигматизации и дискриминации.
Со стороны Русской Православной Церкви участие в работе конференции приняли координатор Российского Круглого стола ОВЦС Маргарита Нелюбова и пресс-секретарь Минского епархиального управления, доктор теологии Варшавской богословской христианской академии протоиерей Сергий Лепин.
Маргарита Нелюбова рассказала присутствующим об истории сотрудничества РПЦ с UNFPA, о достижениях и трудностях этого сотрудничества.
Протоиерей Сергий Лепин выступил с двумя сообщениями. Первое было посвящено проблеме терминологии: поскольку многие участники со стороны светского общества выражали недоумение в связи с тем, что духовенство склонно предаваться спорам о терминах и нередко работа блокируется даже на уровне обсуждения грамматической формы того или иного слова, то белорусский богослов посчитал необходимым прояснить сущность этой проблемы.
«При формулировке тех или иных базовых принципов сотрудничества часто используются слова и высказывания с неявным содержанием и объемом. Сами по себе базовые принципы могут формально не противоречить тем или иным религиозным постулатам или же предполагать возможность приемлемого их истолкования, но в дальнейшем нечеткость используемых терминов приводит к формулировке таких положений, которые, будучи непротиворечивыми по отношению к базовым принципам, становятся неприемлемыми с точки зрения религиозной морали. Многие религиозные лидеры склонны видеть в подобной неясности некий умысел, при котором не все участники диалога находятся в курсе реальных его целей. Например, инициаторы диалога используют слово “семья” во множественном числе и говорят, что это не иначе как для того, чтобы подчеркнуть, что бывают неполные семьи, бывают семьи с приемными детьми, с бабушками, дедушками и другими родственниками. Противники же использования множественного числа настаивают на том, что реальный смысл такой словоформы — деконструкция “патриархальной” терминологии и подготовка понятийной площадки для продвижения ЛГБТ-идеологии. Каждый участник диалога может быть искренен в своем желании послужить на благо общества, но сама идея блага может по-разному пониматься этими участниками. Всё это уже не просто проблема терминов, а сущностная проблема целей, задач и методов. Недооценка этой трудности чревата крахом самой идеи сотрудничества религиозных организаций с UNFPA и другими подобными структурами», — отметил священнослужитель.
Во втором сообщении протоиерей Сергий Лепин коснулся темы гендерного насилия. Солидаризовавшись с теми авторами, которые говорили о крайне бедственном положении женщины в некоторых развивающихся странах, священник сказал, что в странах индустриального и постиндустриального общества (особенно в его урбанистическом секторе) насилие и преступность не имеет не только национальности и религии, но и теряет свой пол.
«В развитых сообществах женщина не редко, а иногда по некоторым параметрам даже чаще, чем мужчина проявляет свою агрессию. Ситуации, совершенно невозможные, например, в Пакистане, с печальной регулярностью проявляют себя в Европе: мужчина часто оказывается выгнанным на улицу, теряет доступ к детям или же находится под постоянной угрозой лишения возможности видеть детей, под давлением вынужден бросить любимую работу и найти более высокооплачиваемую, испытывает сексуальный шантаж, побои, вербальное насилие и прочее. Помощь жертвам гендерного насилия в семье даже не предполагает, что ею может воспользоваться мужчина, что делает целый ряд гендерных инициатив сексистским», — заявил протоиерей.
Church.by