Владимир Путин подписал указ о праздновании 800-летия со дня рождения святого Александра Невского
24 июня 2014Президент России Владимир Путин поддержал предложение правительства о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.
Указ президента РФ о проведении праздничных мероприятий подписан в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа.
«Правительству РФ в шестимесячных срок образовать оргкомитет по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского, обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий», — говорится в документе.
Органам госвласти субъектов РФ и местного самоуправления рекомендовано принять участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий.
***
Из Православной Энциклопедии
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ
(в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), святой благоверный (память 23 ноября и 30 августа — перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе Эстонских святых), великий князь владимирский (1252-1263), второй сын переяславского князя (с 1238 великого князя владимирского) Ярослава Всеволодовича.
Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), Александр Ярославич (до 1233 вместе со старшим братом святым благоверным князем Феодором Ярославичем был наместником отца в Новгороде;
с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г. — князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41).
Новгородское княжение Александра Ярославича пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на северо-западной Руси. Оформление Литовского государства при князе Миндовге привело не только к усилению постоянных литовских набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак Александра Ярославича в 1239 г. с дочерью полоцкого князя Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, так как в том же году Александр Ярославич укрепил крепости по реке Шелони, прикрывавшие Новгород с запада.
Действияв Ливонского ордена, активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по реке Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, которая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.
Стремительные ответные действия Александра Ярославича привели, однако, к разгрому шведского войска на Неве 15 июля 1240 г. (отсюда прозвище Невский), к отвоеванию в 1241 г. Копорья, а в 1242 г. Пскова, к походу зимой 1241/42 г. (с суздальской подмогой во главе с младшим братом Андреем Ярославичем) в Восточную Эстонию, который завершился решительным разгромом войска Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.
Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерусских (Новгородская I летопись) и немецких (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы Александра Невского остается вне сомнения: она вплоть до XV в. обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки (J. Fennell).
После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича (из наследственных владений отца Александр Ярославич Невский получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за великое княжение Владимирское, в ходе которой Александр вслед за братом Андреем в 1247 г. отправился в Орду к хану Батыю, а затем — в ставку великих ханов в Каракорум, откуда вернулся только в конце 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю» (тогда как Андрей стал великим князем владимирским).
Содержание полученного Александром Невским титула не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Южной Руси, но поскольку в Киев Александр не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений. В эти годы сложилась политическая концепция Александра Невского, главными чертами которой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католического Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским князем Даниилом Романовичем, направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора монголо-татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому Александр Невский в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Русской Церкви, и в частности митрополита Кирилла II. Очевидно, именно в 1250 г., получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 г. с предложением унии, Александр Невский дал римским послам знаменитый ответ: «От вас учения не принимаем».
Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем великий хан Менгу, позволили Александру перейти к решительным действиям. В 1252 г. он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на великое княжение Владимирское и, заручившись татарской подмогой («Неврюева рать»), вытеснил из Владимира Андрея, в итоге бежавшего в Швецию, а в Новгороде посадил сына Василия.
Последующие годы правления Александра Невского были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич, пытавшийся в 1255 г. закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему Александром Невским Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. Стабилизация внутренней ситуации позволила Александру Невскому предпринять активные внешнеполитические шаги: зимой 1256/57 г. он во главе суздальско-новгородского войска совершил поход на емь (название, которым новгородцы называли в средние века некоторые, очевидно, прибалтийско-финские племена), препятствуя закреплению шведов на юге Финляндии.
Возможно, к этому же времени относятся переговоры о браке сына Александра Невского с дочерью норвежского короля Хокона IV (1217-1263), обычно датируемые 1251/52 г. Крупным внешнеполитическим успехом было и заключение союзного договора с Миндовгом против Ливонского ордена в 1262 г.
Тяжким, но неизбежным следствием политического курса Александра Невского стало монголо-татарское «число» — перепись населения, проводившаяся ханскими чиновниками с помощью княжеской власти (причем князья Андрей Суздальский, Ярослав Тверской, Борис Василькович Ростовский выступали как послушные исполнители политики Александра Невского) с целью упорядочения сбора дани и участия русских отрядов в военных походах Орды. В 1257 г. «чтoшa» Суздальскую и Муромо-Рязанскую земли, в 1258 г. — Владимир. Перепись натолкнулась на активный протест древнерусских городов. Первоя попытка переписи в Новгороде в 1257 г., несмотря на личное присутствие Александра Невского, оказалась неудачной; успеха с большим трудом военной силой удалось добиться только в 1259 г., после того как в предыдущем году Александру и другим князьям пришлось ездить в Орду для объяснений. Ордынские поборы привели в 1262 г. к массовому восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, что вынудило Александра Невского снова ехать в Сарай, «дабы отмолити людии от беды тоя». Будучи задержан там ханом Берке на целый год, князь скончался на обратном пути, приняв перед кончиной монашеский постриг, и был погребен в Боголюбском Рождества Богородицы монастыре во Владимире 23 ноября 1263 г.
Как фигура эпохальная, на века определившая судьбы Руси и России, Александр Невский и его политическая концепция, ставшая впоследствии традиционной для князей Московского дома, по-разному оцениваются русскими и западными учеными. В отечественной историографии Александр Невский обычно выступает национальным героем, дальновидным политиком, защитником Церкви, а его действия — единственно верными и реалистичными в то время. Зарубежные историки, преимущественно последнего времени, считают, что фигура князя Александра и его деятельность во многом гиперболизированы, что его политика протатарского конформизма удалила Русь от Западной Европы и надолго подорвала возможность организованного сопротивления монголо-татарам.
Однако русским национальным сознанием выдающаяся историческая роль Александра Невского была осмыслена уже вскоре после его смерти в агиографически стилизованной биографии князя — «Повести о житии Александра Ярославича Невского». Первоначальная редакция «Повести» была составлена, вероятно, в 80-х гг. XIII в. во владимирском монастыре Рождества Богородицы неизвестным монахом по благословению митр. Киевского Кирилла II и по воле великого князя владимирского Димитрия Александровича — сына Александра Невского. Составление «Повести» свидетельствует о том, что уже в это время в Рождественском монастыре существовало местное почитание князя Александра. В 1380 г. произошло обретение его мощей.
Общерусская канонизация благоверного князя Александра состоялась на Соборе 1547 г. К соборному прославлению Александра Невского по благословению Московского митрополита Макария иноком владимирского Рождественского монастыря Михаилом была составлена служба святому. Тогда же было написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Как сказано в «Слове», его автор записал рассказ о чудесах Александра Невского со слов иноков Рождественского монастыря. В 1550 г. «Слово» вошло в состав Великих Четьих Миней. В кон. XVI в. служба, составленная монахом Михаилом, была дополнена вторым каноном, то есть стала по составу бденной. Н. С. Серёгина предполагает, что автором дополнений к службе был Иона (Думин), архимандрит Рождественского монастыря (1584-1588). Служба появилась уже в первом издании Минеи в 1610 г. В Уставе, изданном в том же году, в отношении празднования памяти Александра Невского находится указание: «Полиелей, аще хощет настоятель». Бденная служба из Минеи 1610 г. была помещена также в дополнительной части Минеи праздничной 1637 г., но в ней уже появилось особое величание А. Я. Н. как преподобного.
Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, чтобы таким образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей Александра Невского произошла 30 августа 1724 г. в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя Александра Невского верхний храм Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря и здесь установлена рака с мощами.
В 1725 г. архимандрит Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование благоверному князю Александру Невскому в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание Александру Невскому в этой службе утратило все элементы величания преподобному. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий».
При императоре Петре II празднование 30 августа было отменено, а при императрице Анне Иоанновне — восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы Александру Невскому: 23 ноября — на погребение бденная служба XVI в. и 30 авг. — на перенесение мощей служба 1725 г. Акафист Александру Невскому (СПб., 1853) составлен епископом Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре. В 1790 г. святые мощи Александра Невского были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 г.
В мае 1920 г. рака со святыми мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи князя Александра, обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О событиях 1491 г. свидетельствовала запись на бумаге того времени, найденная в раке вместе с мощами. После экспертизы рака была опечатана. С 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака — в Государственном Эрмитаже. В мае 1988 г. мощи Александра Невского были переданы Церкви и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.