В Бельгии хотят разрешить детскую эвтаназию
22 февраля 2013Парламент Бельгии рассматривает предложение дать несовершеннолетним гражданам право на добровольный уход из жизни.
Им могли бы воспользоваться дети с неизлечимыми заболеваниями, понимающие свое положение, страдания которых невозможно облегчить.
Сенаторы интересовались мнением об этой поправке к закону об эвтаназии видных экспертов по медицине, таких как ведущий брюссельский педиатр профессор Доминик Биаран.
«Меня как доктора учили, прежде всего, лечить. Это остается нашей первой задачей, – сказала она. – Но вторая задача – это заботится о пациентах. А забота подразумевает также обеспечивать достойные условия для их смерти».
Профессор Биаран не ожидает, что либерализация закона об эвтаназии произойдет быстро, и что в Бельгию устремятся молодые иностранцы, желающие покончить с собой, отмечает Euronews.
«Это долгий процесс, – добавила она. – Но когда он завершиться, потенциальным самоубийцам нельзя будет просто купить билет на эвтаназию. Такого никто никогда не допустит».
Дебаты о законопроекте возглавляет сенатор от Социалистической партии Филипп Мау. Именно по его инициативе в 2002 году Бельгия стала второй после Голландии страной, легализовавший добровольную эвтаназию.
«Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси» (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств.
Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс. прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2)», — говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.