Архиепископ Новогрудский Гурий: «С Богом не может быть рыночных отношений»

02 апреля 2013

Достаточно ли верить в Бога и бывать в храме, чтобы обеспечить себе место в раю? Нормально ли это — не видеть за собой никаких грехов? Редактор «Новогрудских епархиальных ведомостей» протоиерей Вадим Кузьмич беседует о Великом посте с правящим архиереем — ректором Минских духовных школ, Управляющим делами Белорусского Экзархата архиепископом Гурием.

«Человек, согласно Библии, со­творен для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступка­ми, потому что с Богом не может быть рыночных отношений. Есть замечательная по своей сути мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то силь­но удивимся трем вещам: мы не уви­дим в раю тех, кто там должен быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде там быть не должно; и, наконец, мы удивим­ся, что сами там оказались», — отмечает владыка Гурий.

«Чтобы спастись, недостаточно только ходить в храм. Но тот, кто по­сещает храм регулярно, имеет боль­шой шанс на спасение, так как он на­верняка хоть раз подумал о грехах, вздохнул о себе и своих близких, по­молился. И, поверьте, ни одно дви­жение души не пройдет бесследно. Святитель Иоанн Златоуст гово­рит: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тыся­чи поклонов, сделанных дома». Здесь человек как нигде замеча­ет, что он весьма далек от совер­шенства. Оказывается, можно на­ходиться в церкви, а умом успеть по­бывать и на рынке, и в магазине, и даже мысленно побеседовать с кем- нибудь. Так что именно в храме наша внутренняя болезнь особенно силь­но проявляется: это как в темноте мы видим плохо, а на свету сразу за­мечаем все изъяны, — так и тут. Когда благодать Божия касается чело­века, он осознает, что действи­тельно исполнен всяких недостат­ков, грехов. Иначе нет смысла посещать храм. Если же человек пришел на Богослужение, просто постоял, думая о житейском, а то еще и осудил дру­гих, — какая в этом польза?» — говорит архипастырь.

Высокопреосвященный Гурий подчеркивает: «Святые, у которых было острое духовное зрение, видели не то что де­сятки, а сотни своих прегрешений. Я читал перечисление грехов святого праведного Иоанна Кронштадтского, так там их почти на целую страницу — настолько острым было у него чувство восприятия своей греховности. Но эти грехи его были как пылинки, ко­торые мы и грехами бы не назвали. А святые их осознавали, оплакивали. Старец Иосиф Афонский, которо­го называют великим святым XX века, каждую ночь плакал о грехах своих. Каждую! А вот человек, ко­торый грешен и слеп, их совсем не видит. Но если захочет увидеть, нужно просить Господа открыть их. Просите — и получите (Ин. 16: 24), — говорит Спаситель. Но после прошения обязательно доба­вляйте: “Да будет воля Твоя, Гос­поди”. Ибо для зрения своих грехов нужно большое мужество».

Осуждение, по словам владыки, опасно «тем, что грех осуждаемого всегда переходит на осуждающего. Одним словом осуж­дения мы убиваем в себе доброде­тель, благодать отходит, усилива­ется душевная болезнь».

«На Суде мы предстанем пред Тем, чье имя — Любовь. Страшно пред­ставить то мгновение, когда мы окажемся перед лицем Божиим, когда, осуждая ближнего, уже успели примерить на себя миссию Божию — судить», — говорит архиепископ.

Беседа полностью здесь.

Новогрудская епархия / Church.by