Архиепископ Новогрудский Гурий: «С Богом не может быть рыночных отношений»
02 апреля 2013Достаточно ли верить в Бога и бывать в храме, чтобы обеспечить себе место в раю? Нормально ли это — не видеть за собой никаких грехов? Редактор «Новогрудских епархиальных ведомостей» протоиерей Вадим Кузьмич беседует о Великом посте с правящим архиереем — ректором Минских духовных школ, Управляющим делами Белорусского Экзархата архиепископом Гурием.
«Человек, согласно Библии, сотворен для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками, потому что с Богом не может быть рыночных отношений. Есть замечательная по своей сути мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то сильно удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались», — отмечает владыка Гурий.
«Чтобы спастись, недостаточно только ходить в храм. Но тот, кто посещает храм регулярно, имеет большой шанс на спасение, так как он наверняка хоть раз подумал о грехах, вздохнул о себе и своих близких, помолился. И, поверьте, ни одно движение души не пройдет бесследно. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома». Здесь человек как нигде замечает, что он весьма далек от совершенства. Оказывается, можно находиться в церкви, а умом успеть побывать и на рынке, и в магазине, и даже мысленно побеседовать с кем- нибудь. Так что именно в храме наша внутренняя болезнь особенно сильно проявляется: это как в темноте мы видим плохо, а на свету сразу замечаем все изъяны, — так и тут. Когда благодать Божия касается человека, он осознает, что действительно исполнен всяких недостатков, грехов. Иначе нет смысла посещать храм. Если же человек пришел на Богослужение, просто постоял, думая о житейском, а то еще и осудил других, — какая в этом польза?» — говорит архипастырь.
Высокопреосвященный Гурий подчеркивает: «Святые, у которых было острое духовное зрение, видели не то что десятки, а сотни своих прегрешений. Я читал перечисление грехов святого праведного Иоанна Кронштадтского, так там их почти на целую страницу — настолько острым было у него чувство восприятия своей греховности. Но эти грехи его были как пылинки, которые мы и грехами бы не назвали. А святые их осознавали, оплакивали. Старец Иосиф Афонский, которого называют великим святым XX века, каждую ночь плакал о грехах своих. Каждую! А вот человек, который грешен и слеп, их совсем не видит. Но если захочет увидеть, нужно просить Господа открыть их. Просите — и получите (Ин. 16: 24), — говорит Спаситель. Но после прошения обязательно добавляйте: “Да будет воля Твоя, Господи”. Ибо для зрения своих грехов нужно большое мужество».
Осуждение, по словам владыки, опасно «тем, что грех осуждаемого всегда переходит на осуждающего. Одним словом осуждения мы убиваем в себе добродетель, благодать отходит, усиливается душевная болезнь».
«На Суде мы предстанем пред Тем, чье имя — Любовь. Страшно представить то мгновение, когда мы окажемся перед лицем Божиим, когда, осуждая ближнего, уже успели примерить на себя миссию Божию — судить», — говорит архиепископ.
Беседа полностью здесь.
Новогрудская епархия / Church.by