Папа Франциск и Православие: взгляд из БПЦ
03 апреля 2013Чего стоит православным ожидать от Понтификата нового Главы Римско-Католической Церкви? Редактор «Гродненских епархиальных ведомостей» Дмитрий Павлюкевич расспрашивает преподавателя сравнительного богословия Минской духовной академии иерея Иоанна Кононовича.
— Отец Иоанн, сейчас в СМИ много говорят о причинах отставки Папы Бенедикта. Люди не хотят верить в официально названную причину и склоняются ко всевозможным конспирологическим теориям, пытающимся найти в решении предыдущего Понтифика какие-то скрытые мотивы. Какого мнения в данном случае придерживаетесь Вы?
— Действительно, в событиях, которые случаются не часто, проще всего увидеть некий особенный смысл, и не всегда верится в достаточно банальные объяснения. А уж тем более, когда речь идет о событии, которое до наших дней происходило лишь единожды (Целестин V в 1294 году). На мой взгляд, ситуацию можно рассмотреть так: с одной стороны — это действительно пожилой возраст Бенедикта XVI, а с другой стороны — те актуальные, зачастую проблемные, вопросы, которые реально стоят перед Римско-Католической Церковью. Думаю, что именно в сочетании этих двух факторов и стоит искать истинное объяснение случившегося. Бенедикт XVI отказался от престола не потому, что не мог больше ходить или говорить, а скорее потому, что посчитал, что для решения существующих вопросов его сил уже не хватает. Естественно, можно поставить вопрос — а как же слова: ибо сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12: 9)? Ответ, на мой взгляд, может быть таким: уход Папы Римского в «отставку» указывает на более простое отношение к посту Епископа Рима, в частности, на то, что Папа Римский как личность не является центральной фигурой Церкви.
— Как Вам кажется, какой будет политика Католической Церкви в Беларуси в период Понтификата Папы Франциска?
— На данный вопрос мне ответить достаточно сложно, я не достаточно знаком с богословскими взглядами Папы Франциска. Можно предположить, что при новом Папе местные церкви в РКЦ получат больше самостоятельности, и это позволит им активизировать свою работу по тем направлениям, которые они считают актуальными.
— Изменятся ли отношения Католической и Православной Церквей с пришествием нового Папы? В какую сторону?
— Пожалуй, единственно верный ответ на этот вопрос тоже даст лишь время. В свое время избрание Бенедикта XVI оказало положительное влияние на православно-католические отношения: был преодолен затянувшийся кризис в ходе официального диалога. Папа Франциск уже упоминал о важности продвижения к единству христиан и о необходимости совместного свидетельства в современном мире. Подтверждением открытой позиции по отношению к Православию является и принятие Папой Римским приглашения Патриарха Константинопольского Варфоломея встретиться на Святой Земле в 2014 году — в пятидесятую годовщину исторической встречи Папы Павла VI и Константинопольского Патриарха Афинагора.
Сейчас можно услышать множество положительных отзывов на первые шаги нового Понтифика, в тоже время есть голоса, которые не устают напоминать о принадлежности Папы Франциска к ордену иезуитов, указывая тем самым на возможность присутствия неких скрытых планов. Считаю, что в данном случае нам необходимо немного запастись терпением, для того чтобы воспользоваться Евангельским принципом: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 16).
— Что сегодня препятствует диалогу двух Церквей?
— Как и десять, и двадцать лет назад, основным вопросом, препятствующим позитивному развитию диалога, является униатство. Казалось бы, в 1993 году в Баламанде (Ливан) смешанной международной комиссией по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами был выработан документ, четко осуждающий унию как метод достижения единства. В то же время сам статус этого документа все еще остается неясным. Вместе с тем распространение униатства, в частности в Украине, Румынии, да и в Беларуси, не дает возможности однозначно понять позицию Римско-Католической Церкви в этом вопросе. И вот здесь есть одно направление, следование которому, со стороны нового Понтифика, может вновь спровоцировать кризис православно-католических отношений. Я имею в виду предоставление Украинской Греко-Католической Церкви статуса патриархата.
В целом хочется верить, что новый Епископ Рима станет достойным преемником своих великих предшественников и будет искренне служить единству христиан.
Иерей Иоанн Кононович — преподаватель МинДАиС. Кандидат богословия. Защитил диссертацию по теме: «Православно-католический диалог 1964-2012 гг.: История развития, современное состояние, церковная рецепция».
Фото: МинДАиС
Гродненская епархия / Church.by