Митрополит Волоколамский Иларион: «Не может быть эпохи постхристианской — мы всегда будем жить в христианскую эпоху»

16 апреля 2013

С 13 по 15 апреля председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Кирилла находился с паломническим визитом на Святой Горе Афон.

Владыку Илариона сопровождали заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк), помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков и несколько паломников-мирян.

Группа посетила Свято-Пантелеимонов и Иверский монастыри, обители Кутлумуш, Ватопед, Дионисиат, а также административный центр монашеской республики — Карею.

В Ватопеде во время беседы с игуменом монастыря архимандритом Ефремом и братией владыка Иларион сказал:

«С тех пор, как я стал председателем Отдела внешних церковных связей, я принял решение, получив на это благословение Священного Синода нашей Церкви, посещать Святую Гору Афон каждый год и с Божией помощью пока придерживаюсь этого правила. Каждый раз с собой в паломничество я беру клириков и мирян, в том числе тех, кто впервые посещают Святую Гору Афон.

Вы знаете, что сейчас из России, Украины, Беларуси, из других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви очень много паломников приезжает на Святую Гору Афон, в том числе и в вашу священную обитель. Это связано с тем, что Афон, будучи центром и сердцевиной монашеской жизни Православной Церкви, в то же время является очень мощным центром притяжения для мирян, которые приезжают сюда с тем, чтобы освободиться от своих повседневных забот, соприкоснуться с монашеской жизнью и задуматься о смысле жизни собственной.

Между Русской Православной Церковью и многими обителями Святой Горы существуют очень тесные связи. Конечно, русские паломники направляются, прежде всего,  в обитель святого великомученика Пантелеимона, потому что исторически это главный русский монастырь Афонской Горы. Но, как вы хорошо знаете, очень многие наши паломники приезжают и в сию святую обитель. Более трех тысяч человек из Русской Церкви ежегодно посещают Ватопедский монастырь, и это только те, кто остаются здесь на ночь, а тех, кто посещает обитель на пути в другие монастыри, насчитывается, наверное, еще несколько тысяч.

Очень многие афонские святыни притягивают наших паломников. Это, прежде всего, Иверская икона Пресвятой Богородицы, список с которой находится сегодня на Красной площади в Москве, перед ним ежедневно в течение всего дня совершаются молебны и акафисты. И, конечно, святыней, которая притягивает многих наших паломников, является Пояс Пресвятой Богородицы. Когда он трудами братии Ватопедской обители был принесен в Россию, ему в общей сложности поклонилось более трех миллионов человек. Только в одной Москве около миллиона верующих поклонились этой великой святыне. Люди выстраивались в многокилометровые очереди и стояли в них смиренно и спокойно по многу часов. И по вере людей совершалось у Пояса Пресвятой Богородицы много чудес: больные получали исцеление телесных болезней, у людей, приходивших с тяжелыми духовными проблемами, проблемы разрешались. Много было других чудес, в том числе очень неожиданных.

Расскажу вам об одном из них. Подошел ко мне как-то один студент, чтобы попросить благословения на брак. Я спросил его: «А давно ли вы познакомились с вашей девушкой?» Он сказал, что встретил ее в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы: «Вставая в очередь, мы еще не знали друг друга, а когда подошел наш черед поклониться Поясу, мы уже знали, что будем мужем и женой». Таких чудес произошло множество. Благодать Божия таинственным и неизреченным образом действует через святыни. Особенно она действует на тех людей, кто твердо хранит веру, у кого открытое сердце для того, чтобы принять внутрь благодать Божию.

В этом году Русская Церковь будет праздновать юбилей 1025-летия Крещения Руси. 25 лет назад мы праздновали 1000-летие этого события. Тогда возрождение Церкви только-только начиналось, и мы не могли представить себе, что наша Церковь вырастет до таких размеров, до которых она выросла сегодня, что монашеское возрождение охватит всю Русскую Церковь. В год 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви был 21 монастырь, а сейчас у нас 805 монастырей, то есть количество монастырей увеличилось почти на восемьсот новых обителей.

Порой на Западе заявляют, что мы живем в постхристианскую эпоху. Иногда наши католические и протестантские коллеги говорят нам, что сейчас такое время, когда молодежь уже не интересуется Церковью, что сейчас все меньше и меньше молодых людей идут в монахи, в священники. Когда приезжаю в западные страны, я часто вижу величественные монастыри, которые некогда были наполнены сотнями монахов, а сейчас эти здания — или пустые, или заняты какими-то другими учреждениями. Когда мне говорят, что мы живем в постхристианскую эпоху, я отвечаю:  «Для того, чтобы убедиться, что это не так, приезжайте к нам — в Россию, Украину, Беларусь, Молдавию, посмотрите на наши храмы, которые наполнены молодежью, на наши духовные семинарии и академии, где нет отбоя от желающих принять священный сан. И конечно, на наши монастыри, наполненные инокинями и иноками».

Убедиться в том, что мы живем не в постхристианскую эпоху, можно также, приехав на Святую Гору Афон. Тысячи людей из разных стран мира прибывают сюда для того, чтобы ощутить живой дух христианства, обрести духовную силу, укрепиться духовно и почувствовать, что христианская эпоха никогда не закончится. Она закончится на этой земле, когда придет Христос в Свое второе и славное Пришествие, но продолжится в Царствии Небесном.

Не может быть эпохи постхристианской — мы всегда будем жить в христианскую эпоху. Но вот каким будет качество христианства, во многом зависит от всех нас и от каждого из нас.

Вы — монахи Святой Горы — избрали тот самый узкий путь, который ведет в Царствие Небесное. И дай вам Бог идти по этому пути, никуда не сворачивая, поднимаясь по лествице духовного восхождения, которую заповедали нам отцы. Всем вам и отцу игумену Ефрему, которого мы очень почитаем и очень любим, желаю помощи Божией в вашей монашеской жизни».

Служба коммуникации ОВЦС / Church.by