«Идеалы, которые всегда на повестке дня»: в Минске прошла пресс-конференция, посвященная 1700-летию Миланского эдикта

30 апреля 2013

30 апреля 2013 года в Доме прессы (Минск) прошла пресс-конференция, посвященная 1700-летию принятия Миланского эдикта — законодательного акта, поставившего историческую точку на преследовании христиан в Римской империи.

Мероприятие посетили журналисты ведущих изданий республики.

Ранее в столице прошел международный форум, также посвященный юбилею.

Почетным гостем пресс-конференции стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Республике Беларусь Стоян Евтич. По его словам, годовщина Миланского эдикта отмечается в Сербии на самом высоком уровне, и здесь одна из причин  — то, что равноапостольный император Константин родился в городе Наисс (современный сербский Ниш). «Вообще, на территории нынешней Сербии родились 16 римских императоров», — отметил Стоян Евтич. Сопредседателями оргкомитета по проведению торжеств являются Президент Сербии Томислав Николич и Патриарх Сербский Ириней. Ближайшее мероприятие — выставка «Константин и его эпоха», которая пройдет 18 мая в Национальном музее Белграда.

Пресс-секретарь Минского Епархиального управления, доцент МинДАиС протоиерей Сергий Лепин заявил: «Міланскі эдыкт — падзея не толькі ў гісторыі аднаго хрысціянства. Нельга забываць, што ў гэтым дакуменце падкрэслівалася права ўсіх прытрымлівацца любой рэлігіі, якую кожны лічыць найбольш прыдатнай для сябе. Як кажа сам дакумент ад імя імператара, “Гэта ўстаноўлена намі для таго, каб не здавалася, што намі прыніжаецца якая-небудзь рэлігія”. Нягледзячы на тое, што дэ-факта, з прычыны пэўных сімпатый імператара, хрысціянства зрабілася найбольш распаўсюджанай рэлігіяй, мы павінны разумець, што гэты дакумент мае надканфесійную значнасць». «Дзякуючы ў тым ліку і Міланскаму эдыкту, паміж Царквой і дзяржавай усталёўваюцца ўзаемаадносіны, сутнасць якіх добра выказаў блажэнны Аўгустын, які лічыў, што галоўная задача Царквы — падрыхтаваць чалавека да жыцця ў раі яшчэ пры гэтым жыцці, а галоўная задача дзяржавы — зрабіць усё, каб чалавек у сваім часовым зямным жыцці не жыў, як у пекле. Гэта значыць: дзяржава — не выратавальная мэта нашага існавання, а толькі ўмова, у якой адбываецца наша нашэнне крыжа. Дзяржава не мае права прэтэндаваць на тое, што належыць толькі Богу — святасць душы чалавечай і асобы».

Преподаватель МинДАиС иерей Святослав Рогальский отметил, что «решение императоров Константина и Лициния было не столько актом имперской власти», сколько «свидетельством христианства о себе как о Богочеловеческой религии». Священник подчеркнул, что если бы христианство было всего лишь человеческим мировоззрением, то после трехсот лет гонений «оно не то что не смогло бы стать государственной религией — оно не имело шансов выжить вообще». Отец Святослав добавил, что Миланский эдикт расширил традиционное римское право — jus sacrum, которое до этого знало лишь понятие народной религии, и вывел христианство на мировой, вселенский уровень, поставив его над этническими верованиями.

Старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Наталья Кутузова, процитировав текст эдикта («мы постановили … принять такое решение, … чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя»), обратила внимание на схожесть этой формулировки с соответствующими позициями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. По мнению представительницы НАН, Миланский эдикт нельзя считать прямым источником прав человека в их современной трактовке, но вместе с тем этот акт показал, что «благодаря государственному уму, благодаря апелляции к правовой системе можно достичь общественного блага».

Миланский эдикт — это «преодолевающая время аксиологическая и правовая парадигма», он содержит в себе «горизонт идеалов, которые ведут европейскую цивилизацию, которые никогда не были полностью достигнуты, но всегда должны быть на повестке дня». Так полагает Ирина Михеева — также старший научный сотрудник Института философии Национальной Академии наук. Среди идеалов, заданных эдиктом, она особо отметила преодоление национальных рамок и толерантность.

Church.by: Вопрос Наталье Александровне Кутузовой. Современную цивилизацию Европы многие считают постхристианской. Разделяете ли Вы этот взгляд?

Наталья Кутузова: Нет, я так не считаю. В современной европейской цивилизации есть место и христианству, и другим мировоззрениям. Она строится на универсальных принципах, которые не разделяют людей по религиозному, гендерному, каким-то другим признакам, а объединяют их.

Протоиерей Сергий Лепин: Христианство во многом сформировало современное понимание человека. Так что мир после христианства — это мир после человека, постхристианская цивилизация — она же и постчеловеческая. 

Наталья Кутузова: Кстати, нельзя не отдать должное Сербии. Эта страна в недавнем прошлом пострадала именно из-за религиозной нетерпимости. Сербы каждый день видели, как разрушают их святыни. И надо иметь огромную духовную силу, чтобы после этого еще и праздновать юбилей Миланского эдикта.

Church.by