Протоиерей Сергий Лепин: «Хочется верить, что от ницшеанского исповедания “смерти Бога” мы рано или поздно придем к провозглашению Его Воскресения»
25 мая 201322 мая 2013 года пресс-секретарь Минского Епархиального управления, доцент Минских духовных академии и семинарии протоиерей Сергий Лепин выступил с докладом на факультете философии и социальных наук БГУ в ходе VII научно-теоретического семинара студентов, аспирантов и молодых ученых.
Семинар носил название «Современная цивилизация в динамике от глобальной нестабильности к устойчивому развитию».
Доклад протоиерея Сергия был пленарным и посвящался теме «Духовность как категориальная проблема».
«Сегодня христианский Бог-Любовь, сотворивший сообразно Себе человека, уже не воспринимается обществом как основа, начало и конец всего сущего, — заявил протоиерей. — В этом смысле максима Ницше о «смерти Бога» весьма правдоподобна и вполне соответствует наблюдаемому. Причин сему много, и сами христиане — одна из причин. “Мы Его убили — вы и я!” (я продолжил цитату Ницше)».
«Если в Новое время значимость религии часто ограничивалась областью морали, то сегодня религия изгоняется не только из сферы науки, образования, права и других областей культуры, но и из сферы нравственности. Она сегодня — сфера чистой субъективности, вне которой определяется что такое хорошо и что такое плохо, и ныне не религией определяется, что такое хорошо и что такое плохо, — продолжил отец Сергий. — И, более того, уже сама религия сегодня становится предметом суждения и осуждения с точки зрения абстрактного “гуманизма” — некоего конгломерата мнений и представлений, берущих за основу падшего человека во всей полноте его страстной натуры, имеющего право на удовлетворение всех своих желаний, притом чем экзотичнее его желание, тем больше прав и преимуществ на его удовлетворение. И если то, что с позиций Писания называется черным, сегодня может называться альтернативно белым, то белое — это уже не белое, скорее черное. И несогласие с этим может обойтись для обывателя достаточно дорого — вплоть до тюремного срока. За публичное цитирование Нового Завета в тех его местах, которые могут показаться кому-то «неприятными», можно быть заключенными под стражу, за ношение футболки, на которой, например, символически изображены гетеросексуальные супруги с несколькими детьми, можно получить штраф… И все это — под предлогом борьбы за светское толерантное общество!»
«Европа по отношению к религии становится всё более и более подобной на СССР и всё чаще склонна к демонстрации того, что я могу назвать неким большевизмом», — констатировал доцент МинДАиС.
По словам протоиерея Сергия Лепина, «то, что называют современной демократией, временами также демонстрирует признаки тоталитаризма. В своих правовых преобразованиях европейское сообщество основано не на интересах традиционного большинства — т.е. функционирует не на прямых демократических схемах и идеях выживания сообщества как совокупности представителей вида, а на инициативе маргинальных течений. Религия, национальность, пол, а вместе с этим и все то, что способствует прояснению и реализации индивидуальности, проявляемой вне сферы культа потребления — всё это становится на пути тоталитаризма и оборачивается его врагом. Почему? Потому что духовность разрушает общество, в котором нет условий для ее присутствия».
«Если обвал рынка влечет за собой обвал валюты, то обвал религии способен нести за собой обвал определённых нравственных норм. “Переоценка ценностей” — это, среди прочего, и перемена терминологии. Но не только имен, но и самих понятий, на которые они указывают. Например, понятие истины заменяется понятием эффективности, понятие правды — общественным согласием или официальной позицией, понятие личности — понятием потребителя, налогоплательщика и пр. Уничтожение христианского контекста использование терминов, влечет за собой и изменение самих терминов и представлений о той реальности, которую они фиксируют. Даже такие понятия, как “жизнь” и “человек”, сегодня пересмотрены, что наиболее наглядно обнаруживается в проблемах биоэтики. Не исключением в этой переоценке стала и категория духовности», — сказал отец Сергий.
«Мои западные коллеги уверяют меня, что его в Европе все чаще употребляют категорию “духовность” только применительно к религиозному сознанию. Действительно, о какой духовности можно говорить, не покидая границы светскости, если душа и дух — религиозные термины? Духовность как концепт почти полностью заменяется новыми понятиями. Самое популярное из них: “социальный капитал” — это термин, указующий на связи между людьми и на зависящие от них нормы доверия и поведения, которые задают механизмы коммуникации. Сегодня по-прежнему много говорят о духовности — в частности, о той роли, которую в ее возрождении должна сыграть Церковь на благо обществу. Но на поверку оказывается, что речь идет не духовности как связи между Богом и человеком, и между человеками в Боге. Иногда речь идет о литературе и оперном театре — но это, скорее, душевность, но чаще речь идет о том, что иногда называют социальным капиталом. И первое, и второе само по себе не плохо. Оно плохо только в качестве альтернативы духовности, в качестве ее суррогата», — указал пресс-секретарь Минского Епархиального управления.
По мнению священника, «радикальным образом предопределили современную картину духовности как философской категории и предопределили то общее, что сегодня имеется в формах тоталитаризма» Маркс, Ницше и Фрейд. «Капитал (либо то, что его заменяет) — власть (либо то, что ее заменяет) — секс (либо то, что его заменяет). Три кита новой “духовности”, исходя из разных оснований, приходят к одному выводу: Бог умер — в качестве начала добродетели и вершины духовности», — заявил отец Сергий Лепин.
«О “смерти Бога” на самом деле первым сказал не Ницше, а Писание — правда, в контексте Его Воскресения. Без признания подлинности этой смерти нам никогда не выйти на то, что, собственно, и составляет суть Евангелия: на тему Его Воскресения. Именно поэтому интуиция Ницше в этом моменте была более близка к Евангелию, чем мнение тех, кто свято верил, что во всем том, что представляет из себя современная цивилизация, Бог не умирал, но живет. Мне хочется верить, что от ницшеанского исповедания “смерти Бога” и признания себя виновными в этой смерти мы рано или поздно придем к провозглашению Его Воскресения», — подытожил священник.
Пресс-служба Минской епархии